Положение о методической работе в школе разработано на основе Федерального закона
от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт 20 пункта
3 статьи 28 где указано, что к компетенции образовательной организации в установленной
сфере деятельности относятся организация научно-методической работы, в том числе
организация и проведение научных и методических конференций, семинаров), положений
Фундаментального ядра содержания общего образования, ФГОС нового поколения,
основных нормативных документов Министерства образования, а также на основании
прогноза потребностей кадров в обучении в соответствии с деятельностью школы,
изучения и диагностирования запросов педагогов школы в области повышения
квалификации по наиболее актуальным проблемам развития образования.
Положение о методической работе в школе определяет цели, задачи, формы организации
методической работы школы, способы получения информации о современных научно-
педагогических концепциях, педагогических идеях и методических способах организации
образовательного процесса, способствует изучению, обобщению и распространению
педагогического опыта.
Название коллегиального органа управления
Основные задачи и функции
Главные задачи органа управления
культуры учителя и педагогического мастерства для сохранения стабильно
положительных результатов в образовании, т.е. в обучении и воспитании учащихся,
являющимся общественно значимым благом и осуществляемым в интересах человека,
семьи, общества и государства.
2) Задачи методической работы в школе:
- Определение совместно стратегических направлений научно - методической работы.
- Методическое и ресурсное обеспечение системы образования, в том числе научно - методическое сопровождение ФГОС нового поколения.
- Организация и сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.
- Разработка прогноза потребности кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые проводятся в деятельности школы.
- Сопровождение процесса обучения учителя.
- Оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности.
- Организация системы методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов.
- Пополнение информационного педагогического школьного банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
- Организация рефлексивной деятельности учителей в ходе анализа педагогической деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
- Оказание методической помощи учителям.
- Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения в собственном опыте, обобщение опыта нескольких учителей, работающих по одной проблеме.
- Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
- Выработка совместно с педагогами школы наиболее эффективных способов организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями к уровню обученности и воспитанности учащихся.
Орган управления осуществляет следующие функции
- Структура научно-методической работы в школе:
Методические объединения учителей:
- математического цикла;
- гуманитарного цикла;
- естественного цикла
- начальных классов;
- классных руководителей;
- проблемные и творческие группы;
- семинары.
- Формы проведения занятий в различных методических объединениях:
Семинары, лекции, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия по
предметам, предметные недели, месячники, конкурсы «Учитель года», научно-
практические конференции и методические фестивали, тренинги, деловые игры,
«мозговые штурмы», лекций, практикумы по конкретной проблеме, мастер-классы.
Содержание работы органа управления
Компетенция участников методической работы
1) Учителя и классные руководители:
- участвуют в работе МО, творческих\проблемных групп, семинарах, «мастер-классах»;
- обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на
основе изучения своей работы и работы своих коллег;
- участвуют в выборах руководителей методического объединения
Компетенция участников методической работы
1) Учителя и классные руководители:
- участвуют в работе МО, творческих\проблемных групп, семинарах, «мастер-классах»;
- обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на
основе изучения своей работы и работы своих коллег;
- участвуют в выборах руководителей методического объединения, проблемной группы;
- разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с
учащимися;
- работают по собственным методикам, технологиям, программам;
- участвуют в методической работе школы, района, области.
2) Руководители методических объединений, проблемных групп:
- организуют, планируют деятельность МО и проблемных групп;
- обеспечивают эффективную работу участников методической работы в период
занятий, дают поручения, распределяют обязанности и функции среди участников
методической деятельности;
- руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут
консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;
- готовят методические рекомендации для педагогов школы;
- анализируют деятельность МО, проблемных групп, готовят проекты решений для
методических советов и педсоветов;
- организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих
коллег и достижений педагогической науки.
3) Администрация школы:
разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;
- определяет порядок работы всех форм методической работы;
- координирует деятельность различных методических объединений и методических
мероприятий;
- контролирует эффективность деятельности методических объединений,
проблемных\творческих групп;
- проводит аналитические исследования деятельности МО, проблемных \творческих
групп;
- материально поощряет и стимулирует работу лучших педагогов и педагогического
коллектива в целом.
- проводит консультации с молодыми специалистами, учителями, лучшими педагогами
школы;
- оказывает методическую помощь по подготовке методических материалов к
обобщению педагогического опыта, к аттестации учителей, методических мероприятий
школы, района, области;
- читает лекции, проводят семинары и другие формы обучения с педагогами.
Обязанности участников методической работы
1) Учителя и классные руководители обязаны:
- проводить открытые уроки, внеклассные мероприятия;
- систематически посещать занятия МО, проблемных\творческих групп, семинары;
- анализировать и обобщать собственный опыт работы и педагогические достижения и
способы обучения;
- оказывать содействие в подготовке методических мероприятий, семинаров,
конференций, конкурсов, совещаний;
- пополнять информационный банк данных (составление информационно-
педагогических модулей, диагностических заданий, методических текстов).
2) Руководители методических объединений, проблемных групп обязаны:
- стимулировать самообразование педагогов;
- организовывать деятельность педагогов в различных формах: индивидуальных,
групповых и т. д.;
- разрабатывать планы проведения предметных недель;
- анализировать деятельность методической работы МО, проблемных\творческих групп;
- проводить экспертизу внедрения и реализации различных методических идей,
новшеств, методик, технологий, программ обучения;
- обобщать опыт работы педагогов школы.
3) Администрация обязана:
- создавать благоприятные условия для работы МО, проблемных\творческих групп,
обеспечивая их работу необходимым для этого учебно-методическим комплексом;
- оказывать всестороннюю помощь руководителям МО, проблемных\творческих групп;
- оказывать консультативную методическую помощь педагогам разного уровня с целью
их профессиональной адаптации, обучению педагогическому проектированию и
формированию индивидуального стиля педагогического поведения;
- готовить методические рекомендации и предложения, рецензии на разработанные
педагогами методические материалы;
- проводить лекции и организовывать методические семинары;
- поощрять и стимулировать педагогическую инициативу и творчество педагогов;
- проводить собеседования с учителями